Как установить задвижку на печную трубу?
Teplotehnika33.ru

Отопление и водоснабжение

Как установить задвижку на печную трубу?

Как установить задвижку на печную трубу?

Строительный портал о технологиях строительства, ремонте и эксплуатации

Конструкция печной задвижки и установка ее в трубу

Печная задвижка – это неотъемлемая часть любой печи, роль которой состоит в регулировании тяги в дымовой трубе, когда печь уже затопилась и при окончании топки с целью отключения печки от трубы, а также для переключения дымовых ходов в комбинированных печах. Изделие состоит из рамки и движка. Функцию свою оно осуществляет за счет перемещения движка в пазах рамки, в результате чего площадь сечения входного отверстия дымовой трубы изменяется. Это приводит к уменьшению или увеличению разрежения.

С целью максимально плотного закрывания трубы после затопки, рекомендуется установить две задвижки, одна на другой.

Содержание

Конструкция печной задвижки

Печная задвижка представляет собой конструкцию, состоящую из трех частей:

  • Чугунного корпуса — рамы (иногда вместо чугуна применяется сталь) с боковыми пазами.
  • Запорной части в виде щитовой заслонки, благодаря движению по пазам которой происходит контролирование герметизации дымохода.
  • Управляющей части на щитовой заслонке в виде рукоятки. Это обеспечивает простоту управления щитовой заслонкой вручную.

Формы задвижки должны полностью совпадать с формой дымохода, по этому параметру они бывают прямоугольными, квадратными, круглыми.

Несколько слов о прямоугольных задвижках

Прямоугольная задвижка может быть различных размеров от маленьких до самых габаритных, когда длина заслонки достигает до 600 мм. Большие варианты обычно подходят для дымоходов русской печи, каминов, барбекю и т.д. Задача конструкции та же – перекрывать поток в воздуховодах.

Самая маленькая печная задвижка имеет размеры 13х13 см, а самая большая – определяется по индивидуальным требованиям потребителя. Самый популярный размер у этих конструкций 26×13 см, так как именно такие размеры имеет дымоход обыкновенной русской печи.

Благодаря квадратным или прямоугольным печным задвижкам можно не только остановить воздухообмен в трубе, но и отрегулировать интенсивность огня за счет изменения тяги в дымоходе и пропускную способность. С этой целью просто закрывают заслонку не до конца, а потом постепенно оттягивают рукоятку на себя, тем самым контролируя равномерное горение в топке.

Круглая печная задвижка или вьюшка

Печная задвижка круглой формы иначе называется вьюшкой. Это особая задвижка, обладающая несколько иной конструкцией, чем обычный вариант.

Вьюшка состоит из следующих частей:

  • Корпуса, в виде плиты, которая может быть круглым или квадратным с круглым отверстием.
  • Запорного элемента в виде диска, который закрывает отверстие и перекрывает воздухообмен в трубе.
  • Управляющей части, в виде обычной рукояти в центре дисковой заслонки.

Использовать вьюшку для контролирования воздухообмена нельзя, так как снимать заслонку с пропускного отверстия нужно вручную, что в разогретой печке, вдобавок с выхлопными газами, практически невозможно. Конструкцию используют исключительно в качестве запорного элемента, зачастую в роли дополнительной заслонки для полноценного результат перед розжигом печи и после ее затухания.

Оба вида чугунных печных задвижек рекомендуется устанавливать далеко от топки.

Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации

Эксплуатация печной задвижки сама по себе довольно простая, однако она определенно связана с некоторыми рисками, грозящими здоровью человека. Если закрыть конструкцию в еще горящей печке или если топливо полностью не сгорела, то выхлопные продукты могут проникнуть в помещение, отравляя воздух.

Поэтому использовать задвижку, которая позволяет сберегать тепло в печи дольше, следует крайне разумно, то есть закрывать конструкцию следует вовремя. Известно, что за счет чугунной задвижки, тепло в печи и, соответственно, в помещении остается на долгое время. Применение такого топлива как уголь увеличивает температуру внутри печи примерно на 60-70 0 C.

Иногда в целях экономии топлива задвижку закрывают раньше, до полного ее сгорания, что крайне нежелательно. Ведь здоровье и жизнь человека выше любой экономии. Закрывая заслонку раньше, чем нужно увеличивается риск отравления угарным газом. Угарный газ представляет собой продукт сгорания, который является ядовитым. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, нужно правильно использовать задвижку для дымохода, следуя некоторым правилам:

  • Перед закрыванием обязательно нужно ворошить угольки, чтобы избежать от наличия полностью не прогоревших кусков.
  • При начальном затухании угля, когда на поверхности уже не видно голубого огня, заслонку нужно слегка прикрыть, но полностью ее закрывать не рекомендуется. Ведь наличие углей не значит, что они полностью прогорели. Если возникает потребность в герметизации трубы, то это следует сделать после полного сгорания углей.
  • Далее нужно открыть поддувало, чтобы образовалась тяга, и оставшиеся угли полностью превратились в золу и пепел.

Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе

Заслонка является неотъемлемой частью печи, которая перекрывает дымоход, после ее затопки. В комбинированных печах, например варочно-отопительных, эта конструкция позволяют переходить между дымоотводными каналами.

Заслонка, как правило, устанавливается в дымоходе при укладке печи, закрепляя несколькими рядами кирпичей. Зачастую устанавливают две задвижки, особенно в помещениях в холодных климатических условиях, когда температурные перепады более существенны, что приводит к быстрому теплообмену.

Вьюшка устанавливается в дымоход таким же образом, но применяется обычно в русских печках. Закрывается такая задвижка с внешней стороны при помощи специальной дверцы. При необходимости проветривания и охлаждения печи, все это можно организовать в условиях закрытой вьюшечной дверцы.

Конструкция печной вьюшки позволяет исключить установку дополнительной задвижки, потому как она полностью справляется с герметизацией дымоотводящей трубы. При использовании второй задвижки, ее устанавливают ниже вьюшки.

Как установить задвижку на печную трубу

Задвижку, как правило, устанавливают во время строительства и сборки печки. Процесс осуществляется в несколько этапов:

  • Укладка кирпича вокруг арматуры в выбранном месте на определенной стадии возведения дымохода. При этом размеры оставленного отверстия должны полностью совпадать с размерами задвижки. Зачастую в уголках корпуса устанавливают проволоку, монтируя ее в тело кладки.
  • Монтаж рамки задвижки с фиксацией верхней части с помощью цементного раствора.
  • Нанесение цементного раствора по периметру рамы и проволоки толщиной около 1 см, с последующей укладкой ряда кирпичей.
  • Установка задвижки в дымоход.

Обычная чугунная печная задвижка запирается щитовой заслонной, которая монтируется в корпусе рамы сквозь щель. Ее можно установить и после монтажа рамы. Заслонка у вьюшки закрывается вручную, поэтому над корпусом такой конструкции нужно установить специальную дверцу, с помощью которой можно будет управлять крышкой.

После этого продолжается укладка дымохода соответствующим образом.

Летняя заслонка и ее значение

Зачастую в печах встречается такой элемент, как летняя заслонка, которая имеет определенное назначение. Летняя заслонка применяется в каминах или русских печах, которые топятся нерегулярно или периодически с большими промежутками времени. Например, в печах в дачном или деревенском доме, когда она топится только в летний сезон.

У летней задвижки есть кое-какие конструктивные особенности и особое расположение, благодаря чему намного облегчается процесс топки после длительного охлаждения даже в самых суровых погодных условиях.

Эксплуатация данной конструкции осуществляется таким образом: Печку нужно затопить с открытой летней задвижкой, далее, когда пламя в топке разгорится, и часть дров полностью прогорит, задвижку следует закрыть для предотвращения тепловых потерь.

Печи с установленной в них летней задвижкой имеют ряд достоинств, например, выдвигая летнюю заслонку и поддувало, можно воспользоваться печкой в любое время года в качестве классического открытого камина. С помощью заслонки можно легко освободиться от лишнего тепла в помещении. Однако следует помнить, что топить такую печку рекомендуется не больше 20 минут, так как температура может намного подняться, что является особенностью таких каминов.

Сайт печника

О печной задвижке — доводка, полезные размышления

Один из самых важных узлов в печи это задвижка основной дымовой трубы, устанавливаемая перед трубой, после того как закончились дымовые каналы конвективной системы кирпичной печи. Сегодня на рынке представлено большое многообразие их конструкций, появились так же и поворотные, заморские, которые по праву нравятся очень многим пользователям. Однако не выходит из моды и классика отечественного производства – самый распространенный вид чугунной задвижки, состоящая из рамки и «язычка». На фотографии вы сразу узнаете ее, не выходящую из моды модель, она присутствует в большинстве печей и всем знакома с детства. Печники занимающиеся ремонтом печей, бывает так же сталкиваются с такой проблемой, как заклинивание задвижки — характерно для старых печей. Это тоже прекрасный повод её не только поменять, но и доработать по уму, как говорится.

Несмотря на всю отработанность и предельную простоту ее конструкции, не меняющуюся десятилетиями, ее также можно доработать, а иногда это даже необходимо. Сегодня я не буду рассматривать случай, когда она находится в глубине массива (тела) печи, а расскажу о небольшой доработке, когда она устанавливается в непосредственной близи к дымовому каналу – в начале дымовой трубы. На фотографии начало трубы имеет сечение – так называемый «пятерик» — в один целый кирпич: 250 х 120 (без учета толщины кладочных швов). Иногда печники ставят на язычок фиксатор, что бы исключить случайное вынимание её пользователем – это разумно, когда она находится в глубине кладки, но на мой, исключительно субъективный взгляд, излишне в последнем варианте. Однако, для того, что бы хозяину было понятно, до какой степени ее надо выдвигать и при этом понимать, что дымовой канал печной трубы полностью открыт, можно, предварительно разметив, высверлить отверстие в ней, которое визуально даст понять, что канал полностью открыт. Отверстие хорошо видно на фотографии. Кстати, таким образом, решается еще одна задача – согласно действующим требованиям безопасности, для исключения отравления угарным газом в задвижках дымоходов, должно быть предусмотрено отверстие определенного сечения, которое в состоянии поставки фурнитуры заводом отсутствует. Часто печники просто срезают небольшой угол в конце язычка задвижки и поступают совершенно правильно, но при этом не решают задачу, решение которой я предложил выше.

Читать еще:  Безрезьбовое соединение металлических и пластиковых труб

Размер же этого отверстия, согласно действующему на данный момент Своду Правил 7.13130.2013, определен в пункте 5.9. как не менее 15 х 15 мм. Форма сечения не оговаривается, хотя понятно из указанных размеров, что это квадрат. Так же очевидно, что не возбраняется его выполнить круглой формы — попросту просверлить язычок. Эквивалентный диаметр, для подбора сверла, вы можете определить самостоятельно, используя элементарные формулы, известные со школьной скамьи.

Дополнительно, можно предложить простой мнемонический приём – вы видите отверстие на задвижке, отверстие это подобие буквы «О» — что значит «Открыто» — дымовой канал трубы полностью открыт. Задвинули задвижку внутрь до упора – канал закрыт, выстуживание печи исключено. Боятся того что печь будет выстывать из-за этого отверстия так же не следует, так как оно слишком мало и когда дымовые газы после окончания протопки еще достаточно горячие, происходит эффект запирания малых отверстий из-за возросшей вязкости нагретых газов. Это известный физический эффект, который также был упомянут одной из ведущих компаний, производителем металлических печей, при обзоре и критике конструкций типа «Булерьян» — вокруг стенок топливника которых выполнены конвективные трубки, призванные служить для более интенсивного теплообмена между стенками печи и окружающим воздухом помещения. Этот режим работы печи был подвергнут сомнению, на основании анализа печных процессов методами численного математического моделирования в специальных программных средах.

Если вам пришлось по вкусу мое предложение по доработке, вы вполне можете осуществить его и самостоятельно, своими руками, так сказать: вынув язычок и просверлив в нём сверлом по металлу отверстие согласно предварительно произведенной разметке. Чугун достаточно легко поддается механической обработке, данное усовершенствование не отнимет у вас много сил и времени. Тем не менее, при желании, где бы вы не находились — хоть в самых удаленных уголках Подмосковья, хоть в центре Новой Москвы, вы можете пригласить печника для выполнения этой и других работ по тюнингу вашей печи.

P.S. Если вы искали информацию о том, как вставить задвижку в печь — то наилучшим ответом и решением данного вопроса будет обратиться к профессиональному печнику. Если вы все таки испытываете трудности как человек строящий печь самостоятельно или начинающий печник с небольшим опытом, ниже, в последнем абзаце небольшой гайд по установке задвижки поворотного типа — это более сложный вариант, по сравнению с обычной — шиберной (язычковой).

P.P.S. Если вы действительно ищете профессионального печника, то рекомендую ознакомиться вот с этим разделом сайта: кладка печей

Для того, чтобы установить задвижку, лучше всего кирпичи подготовить заранее, разметив их и пропилив необходимые выборки или пазы при необходимости.

На первой фотографии показан первый ряд под установку рамки, необходимые выборки уже сделаны. Их можно выполнить болгаркой либо на станке. Для удобства каждый кирпич пронумерован по принципу « ряд/номер кирпича в ряду» по часовой стрелке. Все фотографии при нажатии открываются и увеличиваются в новом окне:

На следующей фотографии установлена задвижка, видны выпилы и пазы выполненные уже на втором ряду. Естественно все делаем на сухую, без раствора, но учитываем, что швы будут в дальнейшем. Иногда, для имитации швов, удобно использовать кусочки картона, но в нашем случае в этом нет необходимости:

Дальше вы можете видеть третий ряд: рамка уже закрыта, но сама поворотная часть еще выступает и более того, задевает кирпичи над ней, они так же будут подлежать доработке.

И для полноты картины, сразу пятый ряд, так как четвертый не интересен, он зеркально повторяет третий, а на пятом виден шибер в положении «открыто» и выборки в кирпичах, которые позволяют шиберу беспрепятственно вращаться по оси рукоятки. На этом пожалуй все, удачи в реализации идей и задумок!

Или вот более удачный ракурс последней фотографии (так же как все, открывается в новом окне):

Шибер для дымохода

Одним из основных условий эффективности системы отопления является качество тяги. Для регулировки воздушных потоков используют шибер – металлическую задвижку простой формы, монтируемую в дымоотводящем канале. Шибер считается обязательным элементом дымохода, и продается вместе с ним, но для самодельных печей задвижку можно приобрести отдельно. Кроме того, сделать и установить шибер несложно и своими силами, если подробно ознакомиться с технологией.

Шибер для дымохода

Как регулируется тяга

Пластина шибера повторяет сечение дымовой трубы, и в закрытом виде почти полностью перекрывает дымоход. Герметично закупорить трубу не позволяет небольшое отверстие в задвижке, что отвечает требованиям пожарной безопасности. Изменяя положение шибера, вы увеличиваете поток воздуха, и, соответственно, пламя в печи горит сильнее. Уменьшаете зазор – тяга снижается, огонь горит слабее. Когда пламя в топке затухает, задвижку закрывают, чтобы удержать тепло. Если этого не делать, печь остывает гораздо быстрее.

Что такое шибер

Самые последние модификации печей оснащены дефлекторами, которые регулируют тягу автоматически. Все остальные отопительные приборы требуют установки шиберных задвижек.

Цены на шибер

Разновидности шибера

Выдвижной

Шибер выдвижного типа считается самым удобным и надежным в использовании. Это гладкая пластина с небольшим продольным отверстием, движущаяся по пазам в дымоходе. Монтируется она в горизонтальном положении, сила тяги регулируется движением пластины, уменьшающим или увеличивающим сечение трубы. Данный тип задвижки предназначен для кирпичных печей, хотя может применяться и в дымоходах из стальных труб.

Шибер с пластиной

Цены на шибер выдвижной

Поворотный (дроссельный)

Поворотный шибер. Видна пластина, которая регулирует тягу

Поворотный шибер – это металлическая пластина с приваренной по центру направляющей. Устанавливается внутри дымохода, при этом конец направляющей обязательно выводится наружу. Регулировка тяги осуществляется путем вращения пластины вокруг своей оси. Такая конструкция менее надежна, поскольку со временем сварочное крепление ослабевает и заслонка отрывается. Поворотный шибер применяют в стальных дымоходах.

Не менее важен и материал, из которого изготавливают задвижки.

Чугун

Чугун – очень прочный и долговечный материал, традиционно использующийся для изготовления печных задвижек. Чугунный шибер имеет только один минус – большой вес.

Шибер чугунный для банных печей, каминов

Нержавеющая сталь

Высококачественный стальной шиберный узел

Нержавеющая сталь не боится коррозии, долго служит, мало весит и не снижает КПД печи. Гладкая полированная поверхность задвижки из нержавейки препятствует накоплению сажи, что облегчает чистку. Такие шиберы могут быть любой конструкции, и устанавливаться как в кирпичных, так и в стальных дымоходах.

Стальной шибер в кирпичной печи

Изготовление шибера своими руками

И выдвижной, и поворотный шибер можно изготовить самостоятельно, если есть сварочный аппарат и болгарка. Собрать обе конструкции несложно, главное здесь – точность замеров. Если задвижка будет слишком плотно входить в трубу, ее может заклинить при воздействии высокой температуры. Если же между пластиной и трубой оставить большой зазор, это затруднит регулировку тяги.

Изготовление выдвижного шибера

Конструкция шибера состоит из самой задвижки и направляющей рамки. Сначала необходимо измерить внутреннее сечение трубы или кирпичного дымохода. Согласно замерам, вырезают из листовой стали 4-5 мм толщиной задвижку прямоугольной формы. С одной стороны делают продольный сгиб шириной 20-30 мм, чтобы заслонку было удобнее выдвигать. Все срезы тщательно шлифуют, одновременно уменьшая размеры изделия на 1-2 мм с каждой стороны. Это обеспечит свободное движение заслонки внутри дымохода.

Если шибер устанавливается в кирпичный дымоход, рамку можно сделать из толстой стальной проволоки, например, диаметром 6 мм. Для этого проволоку просто выгибают буквой П по размеру отверстия.

Если дымоход стальной и имеет прямоугольную форму, рамку делают из стальной полосы толщиной 2 мм и шириной 30-35 мм. Полосу сгибают вдоль, оставляя зазор по толщине пластины, затем надрезают в двух местах под углом 45 градусов и придают П-образную форму. Зазоры в местах надрезов заваривают встык. Концы самодельного профиля соединяют двумя отрезками металла, расположив их так, чтобы между ними свободно проходило полотно задвижки. Должна получиться прямоугольная рамка с пазами для шибера. При этом внутренний периметр рамки обязательно должен равняться сечению дымохода.

Читать еще:  Прорвало трубу отопления затопили соседей кто виноват

Изготовление задвижки шиберной

Готовая конструкция шибера для круглого дымохода

Для круглого дымохода шибер изготавливается немного иначе: берут 2 одинаковых металлических листа толщиной 2 мм, в центре вырезают круглые отверстия по диаметру трубы, отдельно вырезают пластину задвижки.

Теперь листы необходимо соединить сваркой с трех сторон по периметру так, чтобы отверстия под трубу совпадали, а между верхним и нижним листом оставался зазор 4-5 мм. После этого остается только вставить задвижку и закрепить шибер на трубе.

Цены на стальную проволоку

Изготовление поворотного шибера

Шибер поворотный своими руками

Конструкция поворотного типа монтируется из стального уголка 30х30 мм и листовой стали толщиной 1-2 мм:

  • делают замеры внутренней части дымохода и по ним варят рамку из уголка;
  • в одной из сторон рамы точно по центру просверливают отверстие диаметром 6-8 мм под поворотную ось;
  • точно такое же отверстие сверлят с противоположной стороны рамки;
  • из стального листа вырезают пластину для задвижки, которая должна равняться внутренним размерам рамы;
  • для направляющей оси берут отрезок проволоки диаметром 6-8 мм и длиной, превышающей длину рамки на 5-7 см; с одного конца проволоки следует нарезать резьбу при помощи плашки;
  • подготовленную ось продевают в отверстия на раме и фиксируют гайкой;
  • на пластине обрабатывают срезы шлифовкой и вставляют ее в раму;
  • приваривают ось точно по центру пластины;
  • изготавливают ручку для направляющей из подручных материалов.

Поворотный шибер: 1 — рамка; 2 — заслонка; 3 — ось; 4 — втулка; 5 — ручка поворота заслонки; 6 — ограничитель поворота заслонки.

Чтобы поворотная ось не болталась, можно вставить в отверстия втулки соответствующего диаметра, вырезанные из металлической трубки.

Несмотря на простоту изготовления, пользоваться все же удобнее заводскими шиберами, подобрать которые можно под любое сечение дымохода.

Установка шибера в печь

Установка шибера в печь

Выдвижной шибер на кирпичном дымоходе располагается обычно на высоте 0,8-1 м от поверхности печи. Устанавливают его в процессе кладки, так как рамка должна быть вмурована в дымоход, а снаружи выступает только часть задвижки.

Шаг 1. Выполняют кладку дымохода до 6-8 ряда.

Шаг 2. Наносят тонкий слой раствора на кирпич и укладывают рамку для шибера. Если рамка заводская, в кирпичах необходимо выпилить болгаркой параллельные пазы. Ширина пазов равняется толщине рамки. Для удобства в крайнем кирпиче можно вырезать полукруглую выемку, тогда заслонку легче выдвигать.

Шаг 3. Рамку выравнивают так, чтобы она не выступала в отверстие дымохода, наносят сверху раствор и укладывают кирпич по стандартной схеме.

Рамка шибера перекрыта рядом кирпича

Все зазоры по швам необходимо заделать цементным раствором, ведь щели в дымоходе создают завихрения воздуха, снижают качество тяги и способствуют проникновению дыма и угарного газа в помещение.

Установка на трубу

Размеры шиберных задвижек

Шибер должен устанавливаться на неутепленном участке трубы, иначе тепловое расширение спровоцирует заклинивание задвижки. Оптимальная высота – до 1 м от топки.

Шаг 1. К патрубку топки крепится первый сегмент трубы или тройник из нержавейки, если патрубок расположен горизонтально. Стыки промазывают термостойким герметиком.

Шаг 2. Сверху на тройник плотно надевают шибер.

Шаг 3. На шибер одевают второй отрезок одинарной трубы, который уже будет подсоединяться к утепленному дымоходу.

Фото – сендвич дымоход с шибером

Дополнительных креплений на стыках обычно не требуется, поскольку все элементы конструкции плотно прилегают друг к другу. Эта технология применима и для поворотных, и для выдвижных шиберов.

Существует еще один способ установки, применимый для самодельных конструкций. В этом случае к пластине задвижки по оси приваривают полую трубку, равную ей по длине. В трубе дымохода просверливают отверстие для поворотной ручки на расстоянии 5-15 см от края, и точно такое же делают с другой стороны. Оба отверстия должны располагаться по центру трубы. В трубу вставляют задвижку, затем через отверстие в стенке продевают в трубку стержень ручки и закрепляют его конец гайкой. Теперь трубу с готовой заслонкой можно приваривать к печи.

Шибер на трубу самодельный, декорированный

Самодельный шибер в открытом и закрытом положениях

Этот способ подходит и для круглых чугунных труб, и для самодельных стальных дымоходов квадратного сечения.

Шибер круглого и квадратного сечения (самодельные)

Видео – Установка шибера в чугунную трубу

Видео – Самодельный шибер в стальном дымоходе

Примерная стоимость шиберных конструкций

Вид шибера Материал Размеры Стоимость
Чугун 250х205 мм 880 руб.

Чугун 240х260 мм 1240 руб.

Нержавеющая сталь Диаметр 150 мм 590 руб.

Нержавеющая сталь Диаметр 150 мм 970 руб.

Видео – Шибер для дымохода

Что такое шибер, зачем он нужен и как выбрать и установить правильную заслонку для дымохода?

Приветствую вас, дорогой гость!

Речь в сегодняшней статье пойдет о скромном элементе системы индивидуального отопления. Имя ему — шибер для дымохода. Не удивлюсь, если некоторые из вас даже не слышали такого названия. А ведь эта незаметная деталь способна сэкономить вам до 25% топлива. Как такое может быть? Прочитайте нижеследующий материал — и все поймете.

Что это такое и для чего он нужен

Шибер (от немецкого Schieber — заслонка) – приспособление для полного или частичного перекрытия движения газов в дымоходе. Используется с момента появления первых русских печей. Выполняется из чугуна или стали. В современной инженерии нашел применение как в дымоотводящих конструкциях, так и в системах вентиляции.

Такой вариант чаще всего используется с кирпичных и керамических каналах. Для неполной герметизации и избежания отравления угарным газом в пластине делается небольшое отверстие. Главное преимущество данного варианта – простота монтажа.

Поворотный дроссельный

Поворотная, или дроссельная, заслонка (она же кабанчик), представляет собой пластину из стали или чугуна, вращающуюся вокруг оси. Ось – металлический стержень, приваренный внутри дымовой трубы. Используется в стальных дымоходах.

Отличается меньшей надежностью-со временем сварочное крепление пластины и оси ослабевает. Следует отказаться от установки поворотного шибера в бане — даже в закрытом виде этот вид заслонки частично пропускает пар.

Кроме того, шиберы различаются по материалу (наиболее распространены нержавеющие и чугунные) и способу регулировки.

Отличия выдвижного и поворотного шибера

Выдвижная заслонка позволяет регулировать рабочее сечение дымохода, поворотная – только открывать или закрывать трубу. Возможны, конечно, некоторые ухищрения — типа закрепления кабанчика в промежуточном положении разными способами, но заводская комплектация этого не предусматривает. Кроме того, поворотный шибер усложняет механическую чистку трубы.

Кабанчик чаще устанавливается в металлических дымоходах, выдвижной – в кирпичных.

Преимущества и недостатки

Как любое инженерное решение, шибер имеет ряд преимуществ и недостатков.

  • Возможность регулирования тяги;
  • Экономия топлива;
  • Шиберы способствуют сохранению тепла.
  • Устройства затрудняют чистку дымоходов;
  • При неправильной установке шибер может клинить и отрицательно влиять на движение газов;
  • Для правильной регулировки необходимо обладать определенными познаниями в области дымоотводящих систем.

Срок службы и цены

Срок службы дымоходной задвижки во многом зависит от материала изготовления и толщины пластины. Нержавеющая сталь толщиной 2-3мм служит около 7-10 лет, чугунная 10-15.

Сделать самому или заказать

Выбирать – между самодельным или готовым шибером, следует исходя из вида дымохода и степени его готовности. Так, в керамический или кирпичный канал можно вмонтировать самостоятельно изготовленную выдвижную конструкцию.

Если же речь идет о нержавеющем дымоходе, находящимся в процессе сборки — в этом случае лучше выбрать готовое изделие. Заслонка обычно входит в комплект дымоотводной системы и монтируется по технологии труба в трубу, о которой я расскажу позже.

К тому же, не всегда в магазине можно подобрать изделие именно для вашей формы дымохода.

Изготовление и установка шибера своими руками

Необходимые материалы и инструменты

Для самостоятельного изготовления и установки шибера любого типа из нержавеющей стали нам понадобятся следующие инструменты:

  • Болгарка;
  • Абразивные круги- отрезной и шлифовальный;
  • Дрель;
  • Метчик и масло для смазки резьбы;
  • Молоток;
  • Плоскогубцы;
  • Тиски;
  • Сварка и электроды;
  • Керн;
  • Рулетка;
  • Циркуль;
  • Маркер.
  • Лист нержавейки (предпочтительнее отечественная марка 12×18н10т, либо импортная AISI304, они дороже в цене, но служат на порядок дольше).

Толщина листа 1.5-2.5мм;

  • Нержавеющая трубка 6мм;
  • Болты 8мм -2 шт;
  • Металлический прут для рамки.

Чертеж и схемы

Перед изготовлением необходимо нарисовать чертеж либо схему будущей задвижки.

Примерные схемы приведу ниже:

Расчет размеров

Снимать размеры нужно очень тщательно, зазор даже в несколько миллиметров может стать причиной неправильной работы дымоотвода.

  • Измеряем рулеткой размеры внутреннего сечения канала;
  • Прибавляем к полученному результату по 20-30 мм –получится наружный размер рамки;
  • Не забудьте в готовой задвижке сделать проем для выпуска газа;
  • Следует точно размечать положение отверстий по сварку.

Размеры для поворотного шибера сведем в таблицу:

Видео по монтажу

Особенности монтажа

  • При монтаже шибера на этапе устройства кирпичной кладки рамку располагают на высоте 6-8 рядов от основания трубы;
  • Рамка должна стоять ровно, не перекрывая контуром дымохода;
  • В нержавеющих дымоходах задвижка монтируется по технологии «труба в трубу». Необходимо согласовать ее размеры с диаметром канала;
  • Важный нюанс- заслонка устанавливается на неутепленном участке дымоотвода;
  • Высота от топки до шибера не должна превышать 1м (для металлических каналов);
  • Высота трубы от пола до задвижки -1.8-максимум 2м (для кирпичных);
  • Заслонка в пазах должна двигаться свободно;

Частые ошибки и проблемы при установке

  • Установка задвижки на утепленном участке. Под воздействием теплового расширения заслонка может заклинить;
  • Установка чугунной детали в металлический дымоход (чугун много весит);
  • Использование для изготовления задвижки слишком тонкой стали, либо нержавейки в малым содержанием никеля. Такое изделие быстро деформируется под воздействием горячих газов и может прогореть;
  • Установка шибера с негладкой поверхностью;
  • Установка задвижки без отверстия для выпуска угарного газа;
  • Установка ручек, не позволяющих отслеживать положение задвижки (касается поворотных элементов).

Особенности обслуживания шибера

Шибер, выполненный из нержавеющего листа обычно отполирован до идеальной гладкости. Сажа оседает на нем плохо, но все-таки оседает. Поэтому периодический его необходимо чистить.

Горизонтальную задвижку можно очищать просто выдвинув ее по максимуму и нанеся специальный раствор. Поворотный — чистится через дымоход специальным пластиковым ершиком. Так же следует следить за свободным передвижением заслонки по направляющим. Разрешается их периодически смазывать антикоррозийным составом.

Советы специалистов

Где ставить шибер на дымоходе

Существует 3 варианта размещения заслонки относительно дымоотвода:

  1. Размещение в топке камина либо печи;
  2. Крепление по принципу «труба в трубу»;
  3. Установка в вентиляционной трубе.

Рассмотрим 2 первых варианта:

  • Размещая задвижку в топке печи, либо в выходном патрубке

В этом случае заслонку располагают на высоте не более 1 м от топки, на неутепленном участке трубы. Данное расположение удобно для регулировки заслонки.

Применимо для металлических дымоходов. Такой вариант установки не требует дополнительных креплений. При приобретении готовой системы следует устанавливать задвижку строго по инструкции производителя.

Как выполнять регулировку тяги

Регулировать тягу с помощью шибера –довольно просто. Изменяя положение в сторону увеличения зазора мы увеличиваем приток воздуха к огню и пламя разгорается сильнее. Уменьшаем зазор- тяга снижается. Задвижку закрывают после полного затухания пламени — так печь остывает гораздо быстрее.

Последние модели котлов выполняются с встроенными автоматическими дефлекторами. Все остальные теплоагрегаты требуют обязательной установки шибера.

Заключение

Иногда совсем небольшая, и казалось бы не принципиальная деталь, способна сэкономить нам немалые средства. Именно такой деталью является шибер. Хотя лично я считаю, что в обустройстве дымоходных систем нет маловажных элементов- все они играют свою роль и обеспечивают нужную степень безопасности.

Прочитав эту статью вы сможете изготовить заслонку самостоятельно, но не пренебрегайте советами специалистов и обучающими видео. Все это можно найти в наших сообществах – присоединяйтесь и сэкономите кучу времени на поиски. А я на сегодня прощаюсь и жду вас в следующих разделах!

Задвижка в печной трубе

Задвижка печная относится к категории запорной арматуры, монтируемой в вытяжной воздуховод отопительного прибора.

Конструкция задвижки для дымоходного канала напоминает обычный затвор рамочного типа. Причем требования относительно герметичности и прочности устройства остаются неизменными.

Конструкция печной задвижки

Как и любая другая запорная арматура, задвижка для дымоходного канала состоит из трех элементов:

  • Корпуса устройства – чугунной (реже – стальной) рамы с направляющими пазами в боковых гранях.
  • Запорного элемента – щитовой заслонки, которая движется в пазах корпуса и герметизирует дымоходный канал.
  • Управляющего механизма – обычной рукояти, встраиваемой в щитовую заслонку. Простота конструкции управляющего узла объясняется тем, что, в большинстве случаев, задвижка в печной трубе управляется вручную.

Форма задвижки определяется формой дымоходного канала. То есть, корпус запорной арматуры должен совпадать с профилем воздуховода. Ориентируясь на данный параметр, производители задвижек выпускают прямоугольные, квадратные и круглые корпуса задвижек.

Прямоугольные задвижки

Прямоугольный вариант может выпускаться и в виде достаточно габаритной задвижки, длина заслонки которой равняется не менее 600 миллиметров. Такую арматуру монтируют в дымоходных каналах над камином, барбекю или русской печью. То есть, габаритная задвижка перекрывает поток в воздуховодах от крупногабаритных топок.

Минимальные размеры печной задвижки равны 13х13 сантиметров, а максимальные – определяются потребностями потребителя. Причем самой большой популярностью пользуются задвижки с габаритами 26 на 13 сантиметров – именно такой размер дымоходного канала имеет типовая печная труба жилого дома.

Следует заметить, что с помощью квадратных и прямоугольных задвижек можно не только перекрыть воздухообмен в трубе, но и отрегулировать тягу дымохода, корректируя пропускную способность канала.

Для этого нужно просто задвинуть заслонку в раму не до конца и, постепенно оттягивая рукоять на себя, добиться равномерного горения в топке.

Особенности конструкции вьюшки

Круглую форму рамы задвижки можно увидеть лишь у вьюшки – особой задвижки, устройство которой отличается от типового варианта.

Этот вариант запорной арматуры устроен следующим образом:

  • Корпус вьюшки представляет собой квадратную или округлую плиту с отверстием круглой формы.
  • Запорный элемент вьюшки выполнен в виде диска. Диск накрывает отверстие в корпусе, останавливая, тем самым, воздухообмен в дымоходе.
  • Органы управления выполнены в виде рукояти, вмонтированной в центр дисковой заслонки.

В итоге, вьюшку можно использовать только в качестве запорного элемента. Регулировка воздухообмена с помощью вьюшки попросту неудобна: ведь разогретую «выхлопными» газами дисковую заслонку нужно снимать с пропускного отверстия руками. Поэтому вьюшку используют в роли дополнительной заслонки, открываемой перед розжигом печи и закрываемой после полного сгорания топлива.

Установка печной задвижки в дымоходный канал

Квадратные и круглые задвижки монтируются в канал печного дымохода непосредственно в процессе строительства.

Сам процесс выглядит следующим образом:

  • На определенном этапе возведения трубы, поверх слоя кирпичной кладки, монтируют раму задвижки. Причем к отверстиям в уголках корпуса рамы можно закрепить проволоку, которую пропускают в тело кладки.
  • Далее, поверх проволоки и рамы накладывается скрепляющий раствор, толщиной не менее 1 сантиметра, на который укладывают следующий ряд кирпичей.

Следует отметить, что типовая задвижка печная чугунная прямоугольной формы запирается щитовой заслонкой, пропускаемой сквозь щель в корпусе рамы. Этот элемент можно установить и после монтажа рамы задвижки, и в процессе монтирования запорной арматуры в кладку. Заслонка вьюшки открывается и закрывается вручную, как обычная крышка.

Поэтому над корпусом рамы вьюшки необходимо вмонтировать особую печную дверцу, открыв которую, можно «управлять» крышкой.

Особенности эксплуатации заслонок

Процесс эксплуатации запорных элементов печной трубы связан с определенным риском: ведь если закрыть задвижку во время горения топлива, то угарный газ и продукты горения пойдут в жилое помещение.

Поэтому использование задвижек для дымохода должно подчиняться следующим правилам техники безопасности:

  • Во-первых, задвижку не стоит запирать до конца, не смотря на возможную утечку теплого воздуха сквозь дымоход. Ведь безопасность превыше экономии.
  • Во-вторых, если потребность в герметизации воздуховода все же возникла, такое действие должно быть организовано только после полного сгорания топлива. Наличие углей не является признаком полного сгорания — в топке должна остаться только зола.
  • В-третьих, во избежание утечек тепла сквозь печной дымоход, заслонка воздуховода должна закрываться только в паре с дверцей приточной камеры (поддувала).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector